Сегодня 24 июня 2018 г.    карта сайта    rss    twitter архив новостей 48 47 46 45 44 43 42 41 40 39 38 37 36 35 34 33 32 31 30 29 28 27 26 25 24 23 22 21 20 19 18 17 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 версия для слабовидящих
Руководство Структура К сведению СМИ Контакты  

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
Архив новостей

693000, г. Южно-Сахалинск,
ул. Чехова, 28,
дежурный прокурор:
(4242) 43-03-26
телефон: (4242) 43-60-27
факс: (4242) 72-15-19
Рассылка новостей

При полноте финансирования областным бюджетом мер социальной поддержки детей школы и местные администрации все еще не могут организовать надлежащее школьное питание.

Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ отнесены вопросы социальной поддержки малоимущих граждан и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также семей, имеющих детей. Оказание социальной помощи осуществляется в соответствии с законодательством субъекта РФ.
Во исполнение требований федерального законодательства законодательством Сахалинской области установлена, как одна из мер социальной поддержки, компенсация стоимости горячего школьного питания из расчета не менее 750 рублей в месяц на одного ребенка, для детей из малоимущих семей, детей, находящихся в социально опасном положении -учащимся 5–11 классов; детей из семей коренных малочисленных народов Севера, а также всех учащихся начальных классов. Размеры ежегодного финансирования данной меры социальной поддержки установлены областными целевыми программами и бюджетом области — в 2011 году — 46,808 млн.руб. и 123,912 млн.руб, в 2012 году — 55,099 млн.руб. и 110,256 млн.руб. на питание различных категорий детей.
Анализ регионального законодательства показал, что в ДФО социальная поддержка в виде компенсации стоимости школьного питания за счет бюджетных средств оказывается в основном детям из малоимущих семей.
Так, в Республике Саха (Якутия) компенсация стоимости питания предоставляется учащимся из малообеспеченных семей из расчета 31,5 руб. в день для территорий с районным коэффициентом 1,7 и 35,5 руб. в день для территорий с коэффициентом 2,0 (Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 25.12.2009 №1735). В Еврейской автономной области — с 01.01.2012 детям из малоимущих семей из расчета 10 руб. в день на одного учащегося в дни посещения занятий (Закон ЕАО от 24.12.2004 №403-ОЗ с изм. от 14.11.2011). В Амурской области — детям из многодетных семей из расчета не более 217 руб. ежемесячно (Закон Амурской области №408-ЗО с изм. от 31.03.2011). В Хабаровском крае — детям из малоимущих и многодетных семей, размер которой определяется каждым муниципальным образованием (например, 16 руб. в день по постановлению администрации Северо-Гаванского муниципального района от 07.06.2011 №891; 12 руб. в день по решению Хабаровской городской Думы от 28.06.2011 №410 и т.д.). В Камчатском крае -детям из малоимущих семей в размере от 50% до 100% стоимости питания, которое устанавливается муниципальным правовым актом с учетом
сложившихся цен (постановление Правительства Камчатского края от 19.02.2010 №94–11).
Социальная поддержка в виде бесплатного питания для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении на территории ДФО установлена только законодательством Сахалинской области -по предложению прокуратуры области согласно решению Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Сахалинской области от 29.07.2007.
Бесплатное питание для учащихся 1–4 классов в ДФО, кроме Сахалинской области, предусмотрено только Законом Приморского края от 18.12.2006 №19-КЗ из расчета 20 руб. в день в течение 202 дней учебного года.
В других субъектах РФ учащимся начальных классов бесплатно представляется молоко для питания в объеме 0,2 л на одного обучающегося (Ленинградская и Саратовская область — Закон Саратовской области №33-ЗСО «Об образовании», которым также предусмотрено предоставление бесплатного питания детям из малоимущих, многодетных семей и семей, находящихся в социально опасном положении из расчета 11 руб. в день на одного учащегося (от 6 до 10 лет) и 15 руб. в день (от 11 до 17 лет).
Таким образом, установленный в Сахалинской области уровень социальной поддержки детей из малоимущих семей, детей, находящихся в социально опасном положении, учащихся начальных классов и детей коренных народов Севера в виде компенсации стоимости школьного питания за счет средств областного бюджета и ее размер является одним из благоприятных как в Дальневосточном федеральном округе, так и в Российской Федерации.
В то же время органами и учреждениями образования, родителями, средствами массовой информации Сахалинской области постоянно отмечается, что выделяемых бюджетных средств на организацию бесплатного питания учащихся в соответствии с санитарными нормами недостаточно.
Как показало обобщение результатов проверок, проведенных органами прокуратуры в 2011 году, данная ситуация во многом обусловлена ненадлежащей работой органов местного самоуправления и учреждений образования по выполнению своих обязанностей по организации школьного питания, при бездействии министерства образования области.
В 2009–2011 годах социальная поддержка детей в виде бесплатного горячего школьного осуществлялась в рамках областной целевой программы «Здоровое питание обучающихся в образовательных учреждениях Сахалинской области на 2009–2011 годы» (далее — Программа), которой также предусмотрено приобретение технологического оборудования в школьные пищеблоки (затрачено 79,171 млн.руб.).
Финансовое обеспечение школьного питания производилось на основании заявки органов местного самоуправления о размере потребности средств, с учетом остатка за предыдущий период, который возникал в результате текущего
уменьшения размера питания на одного учащегося в месяц, в связи с его отсутствием в школе (болезнь, карантин и т.д.).
В период реализации Программы, в связи с поступлением от органов местного самоуправления заявок на финансирование бесплатного школьного питания в размере меньшем, чем предусмотрено областным бюджетом, в Программу неоднократно вносились изменения в части сокращения ее финансирования — с первоначально предусмотренных 504,472 млн.руб. до 405,684 млн.руб., в том числе на обеспечение бесплатным питанием за счет средств областного бюджета на 2011 год — с 123,912 до 107,978 млн.руб.
За все время действия Программы (2009–2011) органами местного самоуправления на бесплатное питание школьников фактически израсходовано на 39,868 млн.руб. меньше, чем было предусмотрено в областном бюджете на эти цели, что свидетельствует не о недостаточно выделяемых средствах бюджета области на компенсацию стоимости школьного питания, а недостатках в организации работы органов местного самоуправления, учреждений образования и министерства образования области по обеспечению школьников горячим питанием.
Согласно разделу 3, в Программу также входили: непосредственное обеспечение питания; совершенствование и повышение эффективности управления системой организации питания; разработка нормативных и методических документов, исполнителем которых и координатором Программы являлось министерство образования области.
Между тем, несмотря на формальную реализацию данных мероприятий, качество и стоимость школьного питания до настоящего времени находятся в зависимости от добросовестности и деловых качеств директоров школ и руководителей органов местного самоуправления.
Например, в Углегорске, школами приняты меры по выполнению месячной нормы питания одного ребенка в полном объеме, в случае пропуска занятий — за счет увеличения порции или повышения кратности питания этого же ребенка в дни обучения, в результате чего в 2011 году выделенные бюджетные средства на питание школьников Углегорского муниципального образования использованы в полном объеме. Вместе с тем школьные меню соответствуют нормам по массе блюд и рациону питания только в 5 школах Углегорска.
Аналогичные нарушения — несоответствие блюд по массе и рациону питания выявлялись городскими и районными прокурорами в 2011 году школах Южно-Сахалинска (МОУ «Гимназия №1», СОШ №№22, 23, 32, 30, 34), Смирных, Охи, других муниципальных образований.
При этом директора школ и предприятия общественного питания данные нарушения объясняют исключительно недостаточностью бюджетных средств, выделяемых на организацию питания школьников, при этом не принимая мер для снижения затрат и оптимизации процесса.
Министерство образования области, со своей стороны, ограничивается проведением формальных мероприятий — конкурсов на лучший школьный обед, изготовлением печатной наглядной агитации, проведением акции «Мы за здоровое питание», которые не оказывают влияния на улучшение ситуации.
Наиболее часто нарекания со стороны родителей и средств массовой информации вызывает организация питания школьников в г.Южно-Сахалинске, при этом неоправданная централизация данного процесса в областном центре и сосредоточивание всех финансовых и материальных ресурсов, направленных на организацию и улучшение школьного питания, исключительно в Департаменте образования г.Южно-Сахалинска, не позволяют родителям, директорам, органам самоуправления школ вмешиваться в процесс и оказывать влияние на качество питания детей.
Между тем, согласно требованиям ст.ст.32 и 51 Закона Российской Федерации «Об образовании», ответственность за организацию питания учащихся несут не органы управления образованием, а сами учреждения, к обязанностям которых относятся создание необходимых условий для предприятий общественного питания и контроль их работы.
Однако практически все муниципальные контракты на оказание услуг по предоставлению питания в школах г.Южно-Сахалинска заключаются не учреждениями образования, а исключительно Департаментом, которому, согласно типовому контракту, также принадлежат функции контроля качества питания.
Аналогично централизована организация школьного питания в МО «Корсаковский городской округ» где питание во всех школах округа за счет бюджетных средств осуществляет одно МАУ «Школьное питание». В МО «Холмский городской округ» в большинстве школ округа работает ООО «Общепит», при этом проверками, проведенными прокурором в декабре 2011 года, везде установлены не соответствие нормам порций блюд и рациона питания (СОШ №№1, 6, 9, лицей «Надежда», МОУ СКОШ).
Отсутствие рычагов влияния на качество школьного питания у родителей, органов самоуправления и директоров школ приводит к тому, что учащиеся, не получающие бесплатного питания, за собственный счет приобретать продукцию школьных столовых отказываются. Например, в г.Невельске в СОШ №2 из 724 учащихся за счет бюджетных средств получают завтраки 554 школьника, за родительскую плату — 30; в СОШ №3 из 462 учащихся получают бесплатное питание 396 человек, за счет родительской платы — только 1; в школе с. Горнозаводска из 431 учащихся получают бесплатное питание 336 человек, за счет родительской платы — 25.
Достаточно редко услуги по обеспечению школьным питанием оказываются учреждениями образования самостоятельно (отдельные школы в Томари, Ногликах, Охе, Смирных и других районах, где имеются собственные повара и кухонные работники). Вместе с тем сравнение меню в одном и том же муниципальном образовании показало, что стоимость собственной продукции
школ в 1,5–2 раза ниже, чем предоставляемая предприятием общественного питания. Например, реализуемый предпринимателем в школьной столовой салат из свежей капусты стоит 19,09 руб., салат из свеклы — 19,8 руб., эти же салаты, приготовленные поварами школы, стоят 11,1 руб. и 5,2 руб. соответственно при одинаковом выходе блюд в 100 гр.
Однако положительный опыт организации данной работы органами управления образованием не изучается, не анализируется и не распространяется, тогда как, требования к организации питания обучающихся являются неотъемлемой частью общих требований к условиям воспитания и обучения.
Исходя из результатов проведенного обобщения, прокурор области предложил Правительству Сахалинской области рассмотреть вопрос о проведении всестороннего анализа работы органов местного самоуправления по организации питания школьников и использовании бюджетных средств, направляемых на данные цели, по результатам которого принять меры для повышения эффективности применения данной меры социальной поддержки детей, в том числе предусмотреть возможности для контроля за качеством и стоимостью школьного питания со стороны родителей, органов школьного самоуправления и директоров учреждений образования. Кроме того, проверкой установлено следующее.
В настоящее время регулирование размера наценок на продукцию школьных столовых в Сахалинской области не осуществляется. Предприятиями, предоставляющими питание в школах Сахалинской области, на продукцию собственного производства устанавливается наценка от 10 до 100% -в Южно-Сахалинске 70–80%; Охе 20–60%; Углегорске 40%; Холмске (ООО «Общепит») 100%, в Корсакове (МАУ «Школьное питание») 90% и т.д.
Учитывая решение ВАС РФ от 20.01.2012, которым признано действующим постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.95 №239 в части предоставления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации права вводить государственное регулирование наценок на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при образовательных учреждениях, прокурор области также предложил Правительству Сахалинской области рассмотреть вопрос установления в Сахалинской области предельных наценок на продукцию школьных столовых.




Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским
и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании
материалов ссылка на www.sakhalinprokur.ru обязательна.