Сегодня 24 июня 2018 г.    карта сайта    rss    twitter архив новостей 48 47 46 45 44 43 42 41 40 39 38 37 36 35 34 33 32 31 30 29 28 27 26 25 24 23 22 21 20 19 18 17 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 версия для слабовидящих
Руководство Структура К сведению СМИ Контакты  

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
Архив новостей

693000, г. Южно-Сахалинск,
ул. Чехова, 28,
дежурный прокурор:
(4242) 43-03-26
телефон: (4242) 43-60-27
факс: (4242) 72-15-19
Рассылка новостей

Обобщение о результатах надзорной деятельности за исполнением законов о несовершеннолетних в 2007 году

В 2007 году надзор за исполнением законов о несовершеннолетних органами прокуратуры области организован исходя из наиболее значимых проблем в данной сфере – снижения уровня детской безнадзорности и правонарушений, обеспечения государственных гарантий общедоступности и бесплатности образования, предоставление социальной защиты детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в полном объеме, четкого и неукоснительного исполнения возложенных законом функций органами государственной власти и местного самоуправления, правоохранительными и другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Всего в ходе осуществления надзора за исполнением законов о несовершеннолетних за 12 месяцев 2007 г. выявлено 3418 нарушений закона, в т.ч. 144 незаконных правовых актов 144, на которые прокурорами принесено 142 протеста. По постановлениям прокуроров в 2007 году в административном порядке наказано 764 лица, о недопустимости нарушений прав несовершеннолетних предостережено 89 лиц (АППГ 53). В защиту прав несовершеннолетних направлено в суд 765 заявлений, в том числе 102 иска об ограничении и лишении родительских прав, 39 исков в защиту жилищных прав несовершеннолетних, 11 – о взыскании вреда, причиненного несовершеннолетнему преступлением, 65 – в защиту интересов детей-инвалидов. Итоги отдельных надзорных мероприятий, осуществленных органами прокуратуры, следующие.
По результатам проверок исполнения УВД по Сахалинской области, ГРОВД требований ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» при розыске без вести пропавших несовершеннолетних городскими и районными прокурорами выявлены нарушения при проведении органами внутренних дел работы по сообщениям о без вести пропавших несовершеннолетних, об устранении которых в адрес руководителей ГРОВД внесено 8 представлений, принесено 5 протестов, отменено 46 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, прокурором области внесено представление в адрес начальника УВД области.
В ходе проведенных в 2007 году проверок исполнения законодательства, направленного на борьбу с наркоманией несовершеннолетних, выявлены нарушения правил хранения и оборота прекурсоров в школах и учреждениях начального профессионального образования, неэффективность применяемых УФСКН и органами внутренних дел мер административного воздействия, отсутствие согласованной и системной индивидуальной профилактической работы по противодействию распространению наркомании в молодежной среде всех органов профилактики и другие нарушения, об устранении которых городскими и районными прокурорами внесено 9 представлений, по которым 12 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, организован учет прекурсоров и операций с ними в школах, налажено взаимодействие органов профилактики по учету несовершеннолетних, склонных к употреблению наркотических средств, проведены другие мероприятия.
По результатам проверки законности нахождения в учреждениях здравоохранения детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии медицинских показаний, городскими и районными прокурорами в адрес руководителей различных органов местного самоуправления внесено 7 представлений, прокурором области внесено представление в адрес губернатора области, в суды направлено 8 исков о лишении родительских прав, возбуждено 2 дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.36 КоАП РФ.
В ходе проверок исполнения законодательства о выявлении и устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, принятии мер по защите их интересов при передаче на воспитание в семью, содержании в государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами прокуратуры установлены многочисленные нарушения в деятельности органов опеки и попечительства всех муниципальных образований области, связанные с не постановкой на учет детей, оставшихся без попечения родителей, длительным не принятием решений об их устройстве, уклонением органов опеки от выявления безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения, нарушения подборе кандидатов в приемные родители без учета их личных качеств и способности воспитывать детей, факты несвоевременного выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей и другие нарушения, об устранении которых прокурором области направлено представление губернатору области, городскими и районными прокурорами внесено 12 представлений в адрес руководителей органов местного самоуправления, принесено 13 протестов на постановления глав муниципальных образований о закреплении жилых помещений за детьми, оставшимися без попечения родителей, находящихся в общежитиях, непригодных для проживания, в суды направлено в суды 12 исковых заявлений об ограничении родительских прав, 94 заявления о лишении родительских прав, возбуждено 11 дел об административных правонарушениях.
В течение 2007 года органами прокуратуры области проведен ряд проверок соблюдения законодательства РФ об основных гарантиях прав ребенка, в ходе которых также выявлены нарушения закона в деятельности государственных и муниципальных органов и учреждений, осуществляющих работу с детьми.
Так, в ходе проверки соблюдения прав детей-инвалидов выявлены нарушения в части отсутствия индивидуальных программ реабилитации, что препятствует получению данными детьми комплекса оптимальных реабилитационных мероприятий и дополнительных видов социальной и медицинской помощи – бесплатного санаторного лечения, протезирования и т.д., в связи с чем городскими и районными прокурорами подготовлено и направлено в суд 65 заявлений в интересах детей-инвалидов.
В ходе проверки обеспечения государственных гарантий граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования установлено, что органами государственной власти области до начала нового учебного года не принято надлежащих мер по обеспечению предусмотренных федеральным законодательством прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в части финансирования расходов на школьные учебники и обеспечения учащихся школ бесплатными учебниками и приведения законодательства области в соответствие с изменениями, внесенными в федеральное законодательство, нарушения прав учащихся и их родителей на получение информации, нарушение порядка ликвидации государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем прокурорами внесены представления, на постановление администрации области от 04.06.07 №103-па, которым предусмотрено обеспечение бесплатными учебниками детей только из малоимущих семей и иных социально незащищенных категорий, прокурором области принесен протест. Об устранении выявленных нарушений Закона РФ «Об образовании» в части финансирования малокомплектных школ прокурором области в адрес губернатора области и председателя Сахалинской областной Думы внесено представление, по результатам рассмотрения которого принято постановление администрации Сахалинской области от 26.03.2007 N 54-па «О статусе малокомплектного сельского общеобразовательного учреждения».
Об устранении нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательства о противопожарной безопасности при организации учебного процесса, обеспечения безопасности учащихся в учреждениях общего и начального профессионального образования в 2007 году городскими и районными прокурорами различным должностным лицам объявлено 20 предостережений, внесено 27 представлений, по которым к дисциплинарной ответственности привлечено 51 должностное лицо.
Кроме того, прокурорами направлено в суды 13 заявлений, внесено 12 представлений, принесено 26 протестов в связи с несоответствием уставов школ и детских садов требованиям федерального законодательства положения в части порядка исключения учащихся из школ, установления обязательного основного общего образования, санитарных требований к организации учебного процесса, установления возраста принятия ребенка в учреждение, порядка распоряжения имуществом образовательного учреждения. Указанные прокурорами нарушения исправлены.
При проверке соблюдения прав детей при предоставлении услуг дошкольного образования выявлены факты незаконного принятия органами местного самоуправления решений об изменении назначения зданий дошкольных учреждений без проведения экспертной оценки. Кроме того, работники детских дошкольных учреждений зачастую работают без проведения периодических медицинских осмотров, без медицинских книжек. Об устранении названных нарушений городскими и районными прокурорами внесено 17 представлений, в отношении руководителей муниципальных дошкольных образовательных учреждений возбуждено 11 дел об административных правонарушениях по ст.6.3 КоАП РФ.
В 2007 году прокурорами опротестованы правовые акты органов местного самоуправления, противоречащие Закону РФ «Об образовании» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 05.12.06 №207 в части размера и порядка внесения родительской платы за содержание ребенка в муниципальных и государственных дошкольных образовательных учреждениях, кроме того, Холмским городским прокурором в органы местного самоуправления внесено представление с требованием внести в бюджет муниципального образования на 2007 год изменения, предусматривающие расходы на возмещение переплаты родителей на содержание детей в детских садах в 2006–07 г.г.
В ходе осуществления надзора за соблюдением жилищных прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прокуратурой области во 2 квартале 2007 г. направлены в Сахалинский областной суд заявления в суд о признании несоответствующими федеральному законодательству и недействующими положений правовых актов Сахалинской области, регламентирующих предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по результатам рассмотрения которых оспариваемые прокурором нормы признаны недействующими.
Как установлено прокуратурой области, работа по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, органами государственной власти области организована ненадлежащим образом, при предоставлении жилых помещений детям данной категории допускаются случаи волокиты и необоснованного отказа в реализации прав, установленных федеральным законодательствам. Об устранении выявленных нарушений, принятии мер для надлежащей организации работы органов государственной власти области и их взаимодействию прокурором области в адрес губернатора внесено представление.
Всего в защиту жилищных прав несовершеннолетних в 2007 году прокурорами в суды направлено 45 исковых заявлений, из них 20 – о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, по результатам рассмотрения которых 8 выпускников уже обеспечены квартирами.
В ходе проверка организации содержания граждан, пострадавших во время землетрясения в г.Невельске, в пунктах временного размещения выявлены, нарушения находящихся в названных пунктах прав детей и матерей в части нарушения санитарных правил, необеспечения предметами первой необходимости, непоступления средств резервного фонда Сахалинской области на финансирование их содержания и питания, о чем губернатору области направлена информация и внесено представление, по результатам рассмотрения которых указанные нарушения устранены.
Кроме того, прокурором области принесен протест на п.4.4 распоряжения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Сахалинской области от 27.08.07 №101 «Об организации работы пунктов временного размещения эвакуированных граждан г.Невельска», согласно которому в размещенных в пунктах временного проживания пострадавших, большинство которых составляют матери с малолетними детьми, введено взимание оплаты за питание. В связи с отклонением протеста прокурором области направлено заявление в суд, которое судом рассмотрено и удовлетворено, взимание оплаты за питание с пострадавших признано незаконным.
Всего в целях устранения нарушений социальных прав несовершеннолетних в адрес руководителей учреждений социальной защиты, глав муниципальных образований городскими и районными прокурорами внесено 6 представлений, по которым 3 лица привлечены к дисциплинарной ответственности, в суды направлено 423 заявления о взыскании недополученных в 2003–04 г.г. сумм пособия на содержание детей, находящихся под опекой, 54 заявления о взыскании социальной стипендии в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о взыскании пособия по уходу за ребенком.
Проведенная с привлечением городских и  районных прокуроров одновременная проверка исполнения законодательства, направленного на предупреждение и борьбу с детской беспризорностью и безнадзорностью в органах внутренних дел, органах государственной власти и местного самоуправления, учреждениях образования, здравоохранения и социальной защиты выявила несогласованность действий органов и учреждений системы профилактики, отсутствие должного обмена информацией, противоречивость данных учета, низкую эффективности индивидуальной профилактической работы во всех районах области и областных органах исполнительной власти. Результаты проверки рассмотрены на координационном совещании руководителей правоохранительных органов Сахалинской области от 29.06.07, исполнение которого находится на контроле прокурора области.
Как показало обобщение итогов реализации мероприятий решения координационного совещания, в результате вовлечения в процесс предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних органов местного самоуправления, во 2 полугодии 2007 года в большинстве муниципальных образований организован учет несовершеннолетних, склонных к бродяжничеству; установлена система взаимодействия между органами и учреждениями профилактики и сельскими администрациями по выявлению, устройству и реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; созданы муниципальные единые банки данных неблагополучных семей и детей, находящихся в социально-опасном положении; разработаны карты выявления и учета безнадзорных детей; составлены индивидуальные планы реабилитации для каждой неблагополучной семьи; введены новые формы социальной работы; активизирована координационная работа областной и муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних.
Всего об устранении нарушений законодательства о профилактике безнадзорности и преступности несовершеннолетних в 2007 году прокурорами в адрес руководителей ГРОВД, глав муниципальных образований, руководителей предприятий внесено 26 представлений, по результатам рассмотрения которых 19 должностных лиц органов внутренних дел привлечены к дисциплинарной ответственности.
По результатам проверок соблюдения законодательства при привлечении несовершеннолетних к административной ответственности органами внутренних дел, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в 2007 году прокурорами в адрес глав муниципальных образований, председателей комиссий по делам несовершеннолетних и защиты их прав внесено 7 представлений, возбуждено 21 административное дело, на незаконные постановления комиссий по делам несовершеннолетних принесено 18 протестов.




Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским
и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании
материалов ссылка на www.sakhalinprokur.ru обязательна.