карта сайта    rss    twitter архив новостей 102 101 100 99 98 97 96 95 94 93 92 91 90 89 88 87 86 85 84 83 82 81 80 79 78 77 76 75 74 73 72 71 70 69 68 67 66 65 64 63 62 61 60 59 58 57 56 55 54 53 52 51 50 49 48 47 46 45 44 43 42 41 40 39 38 37 36 35 34 33 32 31 30 29 28 27 26 25 24 23 22 21 20 19 18 17 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1   версия для слабовидящих
Руководство Структура К сведению СМИ  

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
Архив новостей

693000, г. Южно-Сахалинск,
ул. Чехова, 28,
дежурный прокурор:
(4242) 43-03-26
телефон: (4242) 43-60-27
факс: (4242) 72-15-19
Рассылка новостей

Новости прокуратуры

21 марта 2008 Прокуратура Сахалинской области
Версия для печати

«Напасть под названием «коррупция» - интервью прокурора области Сергея Бессчасного корреспонденту «Российской газеты» Ольге Васильевой (изложение без купюр).

На днях бывший начальник милиции общественной безопасности Долинского ГОВД приговорен к условному наказанию в виде двух с половиной лет лишения свободы с испытательным сроком в один год за покровительство браконьерам.



У многих коррупция ассоциируется со взяткой, а борьба с ней — с уголовной ответственностью взяточника. На самом деле взятка – лишь песчинка. И в борьбе с коррупцией главную роль должна сыграть профилактика.

Об этом корреспондент «Российской газеты» беседует с прокурором Сахалинской области Сергеем Бессчасным.



Российская газета/Сергей Алексеевич, два года назад рубрика «коррупция» была очень редкой гостьей на газетной полосе. А сейчас мы, журналисты, едва успеваем отслеживать громкие дела, связанные с этой напастью – начиная от мелких – врач взял взятку в тысячу рублей, кончая высшими должностными лицами, у которых за превышениями полномочий прослеживается корыстный интерес в миллионы долларов… Что происходит? Коррупционный бум? Или правоохранительные органы научились хорошо работать?

Бессчасный/Никакого бума нет, все гораздо страшнее и в то же время обыденней. Мы просто приподняли глыбу под названием «коррупция». Следуя указаниям Генерального прокурора РФ, стали системно заниматься этой проблемой… Но даже для этого потребовалось многое, среди которого самое трудное и главное – начать себя.

За два года мы наполовину сменили состав районных прокуроров, не справляющихся со своими обязанностями. Мы считаем, что коррупция произрастает там, где орган исполнительной, правоохранительной или представительной власти закрыт для общественности. Поэтому заручились поддержкой общественных организаций, занимающихся правовой тематикой. Сделали прокуратуру максимально открытой и доступной, к нам легче попасть, чем к иному муниципальному чиновнику… Информации в Интернете и жалобы граждан зачастую становятся для нас поводом для проверок. Одна из причин недостаточной эффективности борьбы с коррупцией- отсутствие в стране федерального закона о борьбе с коррупцией. Это очень серьезный пробел, который объективно мешает всем правоприменителям, включая правоохранительные органы, полноценно, с наибольшей эффективностью реализовывать предоставленные им полномочия.

РГ/Наш постоянный читатель, руководитель правозащитного центра Марк Куперман спрашивает, какова судьба проекта областного закона « О борьбе с коррупцией», который подготовило ваше ведомство еще полтора года назад?

Бессчасный/ Проект был внесен в областную Думу, но депутаты сочли его несовершенным, декларативным. Последовали заседания, толстые пачки возражений на проект, не совсем корректные выступления в СМИ… Но мы, когда готовили этот законопроект, не претендовали на истину в последней инстанции. Более того, предложили вариант его совместной с депутатами доработки. Соглашусь с тем, что формулировки закона были несовершенны, потому что сам он – новый элемент в отечественном законодательстве. Все правоприменители субъекта, как правило, работают по обратной схеме: федерация на своем уровне принимает нормативно-правовую базу, а они, во исполнение, принимают свою. А у нас была ситуация инициативы снизу.

Мы предлагали в своем проекте создать антикоррупционный орган, который бы занялся экспертизой нормативно-правовых актов, принимаемых субъектом. У нас ведь сегодня никто, кроме прокуратуры, не проверяет их на коррупционность. В результате мы, прокуроры, вынуждены потом идти в суд и оспаривать их, потому что они ущемляют права и интересы граждан или не соответствуют существующему законодательству, содержат в себе расплывчатые нормы.

В других субъектах, по моим сведениям, их около восьми, уже приняли подобный закон. Законы действуют, доказывают свою жизнеспособность. В Саратовской области закон работает уже несколько лет, создано целое управление в структуре администрации, которое занимается антикоррупционной профилактикой. Там власть повернулась к этой проблеме лицом, обозначила ее значимость для региона. На днях подобный закон принят в Магаданской области. А у нас на фоне ежегодного возрастающего количества уголовных дел (в позапрошлом году их было всего 36, а в прошлом году уже 90), связанных с коррупцией и повсеместного нарушения федерального законодательства о государственной и муниципальной службе — власть пытается эту проблему не замечать. Как гражданин, я позицию Думы не разделяю.

РГ/Так ли оно обосновано, ваше беспокойство, ведь в принципе составные части закона существуют, нормы просто разбросаны по всему законодательству…

Бессчасный/Юристов, которые четко бы знали, в каком законе – федеральном или областном, в каком кодексе и каком разделе закреплена та или иная норма – можно пересчитать по пальцам. А что же говорить про обычного правоприменителя – чиновника муниципального уровня, чиновника субъекта федерации? Вот закон и рассчитан, прежде всего, на профилактическую составляющую. Не его задача — выявить коррупционеров. Он должен сделать так, чтобы их не добавилось.

Сегодняшние проверки выявляют массовые нарушения федерального законодательства о государственной и муниципальной службе. Чиновники сотнями не сдают декларации о доходах, не соблюдается процедура приема-увольнения, масса конфликтов интересов при замещении чиновниками государственных должностей… Закон и нужен для того, чтобы государственный муж, муниципальный служащий, который оформляется на работу, взял его в руки и почитал – что ему можно, а что нельзя делать, от чего он должен отказаться.

Ничто потом не помешает ввести в наш административный кодекс ответственность по целому ряду коррупционных моментов, которые не образуют состава уголовно-наказуемого деяния. Это необходимо, чтобы поставить чиновника на место. У депутатов еще есть время признать: при всем несовершенстве проекта, он, если бы был принят, принес бы за эти полтора года немало пользы. Еще есть время изменить ситуацию, принять закон в рамках согласительных процедур.Заявить о своей гражданской позиции.

РГ/Пенсионерка из Южно-Сахалинска Людмила Михайличенко интересуется, кто чаще совершает преступления коррупционной направленности?

Бессчасный/ Преобладают сотрудники правоохранительных органов, представители государственных и муниципальных органов власти. Диапазон широкий. То, что выявляется немало сотрудников правоохранительных органов, свидетельствует о том, что правоохранители занимаются самоочищением своих рядов. Но я не помню ни одного случая, чтобы руководитель федерального органа, органа государственной власти субъекта или глава муниципального образования попросил привлечь к уголовной или административной ответственности какого-либо служащего. Это не прокурор должен приходить в федеральное ведомство и выявлять лиц, которые не подали декларацию, в нарушение конкурсной процедуры устроились на работу… А руководители этих структур должны ставить вопрос перед правоохранителям блоком о привлечении своих подчиненных к ответственности.

РГ/Много вопросов от наших читателей по поводу недавно созданных специализированных подразделений при прокуратуре. Предприниматель Григорий Саркисян из Долинска, например, сомневается в их самостоятельности- мол, свои своих не обидят…

Бессчасный/ Вы знаете, что на сегодняшний день специализированного органа по борьбе с коррупцией на территории Российской Федерации нет, хотя есть проект его создания. Какой это будет орган неизвестно, но Генеральный прокурор сказал, что поскольку у прокуратуры есть опыт в организации такой работы, то она смело может взять на себя, если будет соответствующее поручение Президента, эти функции. И первый шаг в этом направлении — создание специализированных отделов. В них особый порядок назначения: специалисты высокого уровня со стажем работы в органах прокуратуры не менее пяти лет, опытные, состоявшиеся профессионалы надзора в различных областях назначаются приказом Генерального прокурора, а не прокурора субъекта. У них особый порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, соподчинение генеральной прокуратуре и оперативное подчинение прокурору субъекта,чтобы обезопасить людей от возможного давления. Так что элемент независимости этой структуры, создан внутри самой прокуратуры. Концентрация усилий в одном отделе позволит вывести проблему коррупции на совершенно другой уровень. Запланированы проверки более 30 федеральных структур на предмет соответствия их деятельности федеральному законодательству о государственной и муниципальной службе. И я уверен, что будет выявлено значительное количество нарушений, потому что мы этой проблемой занимаемся длительное время и увы, нарушений не убывает.

РГ/Есть много причин возникновения коррупции. Как вы считаете, какую из них можно устранить всем миром?

Бессчасный/У нас нет нетерпимости к этой напасти. Мать от новорожденного откажется -взрыв негодования! А узнают про взятку -ну и что? Все берут… И уж совсем толерантно отнесется рядовой обыватель к тому, что чиновник устроит на теплое местечко своего родственника или депутаты лоббируют чей-то бизнес. Вырабатывать нетерпимость к коррупции нужно начинать с себя.



(В сокращении интервью опубликовано в «Российской газете» № 60(4617) за 20–26 марта 2008 года.




21 августа 2020
В Охинском районе по материалам прокуратуры возбуждено уголовное дело о воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности Охинская городская прокуратура совместно с органами ФСБ области провела проверку соблюдения законодательства о&nb...
21 августа 2020
Заместителем прокурора области с участием заместителя начальника областного УМВД проведен прием граждан, проживающих в Курильском районе Сегодня, 21.08.2020 на совместный прием заместителя прокурора области Данильченко О. В. и заместите...
21 августа 2020
В Холмском районе после вмешательства прокуратуры погашена задолженность по заработной плате перед работниками муниципального предприятия Холмской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства, по результат...
21 августа 2020
За повреждение системы холодного водоснабжения в многоквартирном доме должностное лицо заплатит штраф Корсаковской городской прокуратурой проведена проверка по сообщению МКУ «Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям...
21 августа 2020
Прокуратурой области проведен выездной прием предпринимателей Анивского района 19 августа 2020 года в рамках работы мобильной приемной начальником отдела по надзору за законностью правовых актов прокуратуры области Соболевым С. В. совме...



Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским
и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании
материалов ссылка на www.sakhalinprokur.ru обязательна.